Образовательная деятельность

Основной целью деятельности ГорСЮТур является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  На станции реализуются следующие образовательные программы туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и художественной направленностей:

 

 

Аннотации  к программам

  «Геология для учащихся»Данная программа разработана на основе типовой образовательной программы «Юные геологи» (Москва, 1992). Программа рассчитана на объединение учащихся «Юношеская геологическая партия» или школьный факультатив по геологии. Программа увязана со школьными курсами естественных наук­, органически дополняет, расширяет и углубляет материал школьных учебников. Срок реализации – 5 лет. Возраст детей: 11-15 лет (5-9 классы). При определенной корректировке можно использовать для начальной школы. С более углубленным изучением – для 10-11 классов. Объем часов, отводимых на каждый год обучения, – 216 часов.В целом программа предоставляет возможность школьникам существенно расширить свои знания и умения, приобрести определенный опыт и разнообразные практические навыки; превращает разрозненные геологические сведения, изложенные в учебниках, в единую последовательную систему гео­логических наук для школьников на современном научном уровне, оказывает помощь при выборе профессии.
  «Гребной слалом на байдарках и каноэ»Данная программа разработана на основе типовой программы «Гребной слалом на байдарках и каноэ» (М., 2008 г.). Программа содержит нормативную и организационно-методическую части, практико-теоретические основы подготовки гребцов-слаломистов на различных этапах многолетней подготовки. Отдельно рассмотрены вопросы медицинского обеспечения и восстановительные мероприятия, судейская и инструкторская подготовка, воспитательные и психологические аспекты, а также педагогический и врачебный контроль при обучении гребному слаломуПрограммный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

 

-           привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

-           содействию всестороннему, гармоничному физическому развитию и становлению гражданственности учащихся;

-           подготовка спортсменов гребного слалома высокой квалификации, вплоть до членов сборной России;

-           подготовка спортсменов-инструкторов и судей по гребному слалому.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов гребного слалома, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии, педагогике и психологии, спортивной медицине и гигиене, опыт пограничных видов спорта, в том числе и водного туризма.

  «Моя Родина – Россия»Программа предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения, но благодаря полученным знаниям, дает возможность стать участником Всероссийской экспедиции «Моя Родина – Россия». А в дальнейшем, в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», принять участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Отечество».Цель программы: расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.

 

Данная программа предназначена для постоянной группы учащихся, рассчитана на 4 года обучения. Программа предназначена для учащихся 1-4 класса.

Общий объем курса – 216 часа в год (три группы по 72 часа в год на каждую), одно занятие (2 часа) в неделю на каждую группу.

  «Основы камнерезного искусства»Программа «Основы камнерезного искусства» предназначена для обучения учащихся с 12 до 18 лет. Объем учебного времени составляет 216 часов в год по 6 часов в неделю. Целью программы является создание условий для развития творческих способностей воспитанников. Ребята на занятиях учатся распознавать природный декоративно-поделочный камень, изучают основы геологии и минералогии, знакомятся с историей родного края, ходят в увлекательные походы на природу, изучают секреты мастерства обработки камня, изготавливают художественные изделия, участвуют в выставках детского и юношеского творчества.Полученный опыт, знания и умения за период обучения дадут им базу и более широкий обзор жизненных дорог, стоящих перед подростками. И к взрослой жизни они подойдут более сознательно, осознанно делая свой выбор.
  «Пешеходный туризм»Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационно творческого развития и профессионального самоопределения личности.

 

Данная программа составлена на основе типовой программы «Пешеходный туризм» (М., 1982 г.) с учетом местных условий.

Программа курса рассчитана на два года обучения. Общий объем учебного времени на каждый год – 216 часов.

  «Спортивное ориентирование»Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники самостоя­тельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число конт­рольных пунктов (КП), расположенных на местности.Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому раз­витию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. На­ряду с оздоровительным и спортивным ориентирование имеет большое при­кладное значение. Умение ориентироваться — это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

 

Данная программа разработана на основе типовой программы «Спортивное ориентирование» (М., 2001).

Программа рассчитана на 2 года. Возраст занимающихся 12-16 лет. Содержание курса каждого года обучения рассчитано на 216 часов.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Цель программы – формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по спортивному ориентированию, в дальнейшем будут иметь большое прикладное значение.

  «Туризм и краеведение»Программа нацелена на организацию оздоровительно-познавательной деятельности учащихся 11 – 15 лет средствами туризма и краеведения. На всех этапах обучения предусмотрены практические занятия по курсу, разнообразные виды работ, включающие поисково-исследовательскую деятельность, проведение походов и экспедиций, элементы коллективной игры, диалога различных точек зрения на обсуждаемую тему.Направления программы позволяют освещать на занятиях темы, изучаемые параллельно на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры, географии т.п.

 

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности.

Цель занятий в объединении состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Содержание программы рассчитано на четыре года обучения. Минимальный состав группы 1-го года обучения – 15 человек, 2-го и последующих лет – 12 человек.

Образовательная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно.

  «Туристы-экологи»Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов на два года обучения и составлена с учетом возрастных особенностей. Программа курса 1-го и 2-го годов обучения рассчитана на 216 часов.Цель программы: создание условий удовлетворения интересов и потребностей подростка во взаимодействии с окружающей природной средой для самореализации и самосовершенствования, адаптация к жизни в обществе.

 

Задачи программы:

-  формирование у учащихся умений и навыков, позволяющих им правильно ориентироваться в сложных законах развития природы, в ее взаимодействии с человеческим обществом;

-  овладение основами туризма и краеведения;

-  знакомство с проблемами охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-  воспитание отношения к природе как универсальной ценности;

-  релаксация школьников через общение с природой;

-  воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;

-  расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе;

-  укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

Основой для составления данной программы является типовая программа «Туристы-экологи» (Москва, 1995 г.).

  «Юношеская охотничья секция»Данная образовательная программа составлена на основе типовых программ «Пеший туризм» и «Юный эколог» (М., 1985) . Программа рассчитана на юношей и девушек 13-17 лет, желающих впоследствии заниматься любительской охотой. Срок реализации программы – 2 года. Общий объем часов – 432, по 216 часов на каждый год обучения. За этот период воспитанники должны пройти обуче­ние и овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми каждому охотнику-спортсмену.Цель программы: создание условий для развития и формирования нравственно-этических качеств личности путем развития новых направлений в области дополнительного образования.

 

Тематика программы обширна, поэтому близкородственные темы объединены в 5 разделов:

  1. Нахождение в полевых условиях;
  2. Охотничье-промысловые животные;
    1. Техника охоты;
    2. Охотничье собаководство;
    3. Правила охоты и этика.
  «Юный спасатель»Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивным туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов – патриотов своего города и своей страны.Задачи:

 

  • физическое воспитание и дополнительное образование средствами спортивного туризма;
  • формирование разносторонне развитой личности в спортивно-туристской и исследовательской деятельности;
  • формирование навыков спасения и самоспасения, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие самодеятельности, социальная и личностная адаптация воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;
  • способствование личностному профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для реализации «профессиональных проб» в сфере спортивно-туристской, спасательной и экспедиционной деятельности.

Программа рассчитана на детей 12-18 лет и предусматривает 4 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Общий объем курса каждого года обучения составляет 216 часов.

  «Юный таксидермист»Программа объединения «Юный таксидермист» составлена для учащихся младших и средних классов, интересующихся биологией.Цель программы: обучить школьников основам таксидермии (изготовлению чучел животных и птиц) с тем, чтобы в дальнейшем они смогли внести свой вклад в музейное дело и в возрождение такой нужной обществу профессии, как профессия таксидермиста.

 

Задачи программы:

  1. Расширить знания по анатомии, физиологии, систематики и экологии животных.
  2. Научить детей методам изготовления чучел.
  3. Повышение общественной активности воспитанников.
  4. Самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
    1. Формирование умения определять животных по определителям и внешнему  виду.
    2. Освоение навыков работы со вспомогательными материалами.
    3. Развитие наблюдательности и способности запоминать особенности строения, поведения разных представителей животного мира и возможных биотипов их обитания.
    4. Воспитание чувство патриотизма: «Кто не любит природу, тот не любит Родину».

Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем курса – 216 часов. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Возможно проведение занятий с группами переменного состава.

Программа составлена на основе типовых программ «Кружок орнитологов» и «Кружок зоологов» (М., 1983), и авторской программы «Кружок зоологи-препараторы» (В.Н. Попов, М., 2007).

  «Юный турист»Данная образовательная программа составлена на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы» (Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов, М., 2006).В программе представлено содержание оздоровитель­но-познавательной деятельности с учащимися общеобразовательной школы.

 

Цель занятий в объединении туристской направленности состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся 4–8 классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основ­ных задач:

- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

-формирование координационных функций;

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в про­цессе освоения местного краеведческого материала;

- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.

Состав группы первого года обучения – 15 человек, последующих – 10–12 человек.

Учебная программа занятий каждого года рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно.

  «Юные туристы-скалолазы»Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.Цели программы:

 

- формирование разносторонне развитой личности;

- развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;

- морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях;

- физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.

Программа объединения  рассчитана на учащихся 4–11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, скалолазанию, спортивному ориентированию.

Программа рассчитана на 4 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год из расчета 6 часов в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.